В МИРЕ
«Франция -
не пацифистская страна»
Франция, самый старый союзник Америки, стала одним из главных ее противников. Между Парижем и Вашингтоном возникли разногласия по вопросу о том, следует ли дать инспекторам ООН в Ираке больше времени. Однако французский президент не считает, что оказался в изоляции. В эксклюзивном интервью Time он сказал, что готов поделиться с президентом Бушем «дружеским советом» о том, как глава исполнительной власти США может, не уронив чести, избежать войны. Вот выдержки из беседы:
- Изменили ли доклады инспекторов ООН, представленные на прошлой неделе, ход дискуссий об Ираке?
- В течение последних двух дней мне позвонили лидеры нескольких государств, в том числе членов Совета Безопасности, и я пришел к выводу, что большинство мировых лидеров разделяют нашу твердую позицию о необходимости найти мирные способы разоружения Ирака.
- Если начнется война, какие, с вашей точки зрения, последствия ожидают Ближний Восток?
- С человеческой точки зрения, последствия войны будут очень серьезными. С политической точки зрения, война дестабилизирует регион. Очень сложно объяснить, почему вы готовы тратить огромные средства на военную операцию, хотя проблему можно решить иначе, и при этом не можете оказать адекватную помощь развивающемуся миру.
- Почему вы считаете, что последствия войны будут более серьезными, чем предполагают Тони Блэр и Джордж Буш?
- Я просто анализирую ситуацию по-другому. Одним из неизбежных негативных последствий будет резкое изменение общественного мнения в среде арабов и мусульман. Эта реакция может быть оправданной или неоправданной, но такова реальность. Такая война непременно будет способствовать эскалации терроризма, она породит значительное количество маленьких бен Ладенов. Мусульманам и христианам надо многое сказать друг другу, но война не упростит этот диалог. Я против столкновения цивилизаций, потому что оно играет на руку экстремистам. Существует проблема - возможность того, что неконтролируемое государство, Ирак, располагает оружием массового поражения. Международную общественность это совершенно справедливо тревожит, у нее есть право принять решение о том, что Ирак необходимо разоружить. Начаты инспекции. Естественно, это длительная и сложная работа. Мы должны дать инспекторам больше времени. Возможно - таково мнение Франции - нам следует расширить возможности инспекторов, в первую очередь в области воздушной разведки. В настоящее время у нас нет никаких оснований утверждать, что инспекции ни к чему не привели.
- Не отказывается ли Франция выполнять свой военный долг перед старейшим союзником?
- Франция - не пацифистская страна. В настоящее время на Балканах служит больше французских, чем американских солдат. Франция - не антиамериканское государство. Франция всегда была и остается другом США. Франция не поддерживает диктаторские режимы в Ираке и других государствах. У нас нет разногласий в том, что оружие массового уничтожения Саддама Хусейна необходимо уничтожить. Если Саддам просто исчезнет, это будет его самым добрым поступком для иракского народа и всего мира. Мы считаем, что этого можно добиться без войны.
- Вы готовы возложить ответственность за поиски оружия на инспекторов вместо требования, чтобы Саддам сам сообщил, что у него есть.
- Есть ли в Ираке ядерное оружие? Я так не думаю. Есть ли в этой стране оружие массового поражения? Это возможно. Мы должны найти его и уничтожить. В нынешней ситуации создает ли находящийся под жестким контролем Ирак, где продолжаются инспекции, угрозу для региона? Я так не считаю. Поэтому я думаю, что лучше действовать так, как решил Совет Безопасности. Позже мы будем решать, что делать дальше.
- Если американцы предложат ООН резолюцию о начале военной операции, воспользуется ли Франция правом вето?
- С моей точки зрения, новая резолюция не нужна. В настоящее время действует резолюция (Совета Безопасности ООН) номер 1441, давайте работать в ее русле. Я не думаю, что новая резолюция сможет изменить ситуацию.
- Некоторые обвиняют вас в антиамериканизме.
- Я давно знаю США. Я часто приезжаю в эту страну, я там учился, я работал на погрузчике в компании Anheuser-Busch в Сент-Луисе, торговал газированной водой в Howard Johnson’s. Я путешествовал автостопом по всей стране. Я даже работал журналистом и написал статью, которая была опубликована на первой полосе газеты New Orleans Times-Picayune. Скорее всего, я знаю США лучше, чем большинство французов, я очень люблю эту страну. У меня много близких друзей в США, мне нравится туда приезжать. Мне нравятся рестораны быстрого питания, я всегда прибавляю в весе, когда бываю в Америке. Я всегда выступал за трансатлантическую солидарность. Когда меня обвиняют в антиамериканизме, я расстраиваюсь. не злюсь, а очень расстраиваюсь.
- Вы считаете негативным явлением то, что Америка играет роль сверхдержавы?
- Всегда опасно, когда в сообществе есть одна доминирующая сила, это всегда вызывает противодействие. Поэтому я выступаю за многополярный мир, в котором Европа будет занимать свое место. Мир в любом случае не будет однополярным. За последние 50 лет Китай стал крупной мировой державой, поэтому мир изменится. Настало время упорядочить ситуацию. Трансатлантическая солидарность останется основой мирового порядка, в котором Европа будет играть важную роль.
- Вы не считаете, что президенту Бушу будет очень сложно отказаться от начала военной операции по политическим причинам?
- Я в этом не уверен. С политической точки зрения, Бушу выгодно вернуть солдат домой по двум причинам. Разумеется, я говорю о ситуации, которая возникнет в том случае, если инспекторы объявят, что в Ираке нет оружия, а это может произойти только через несколько недель. Если Ирак откажется сотрудничать, если инспекторы скажут, что ничего не получается, то может начаться война. Но если Ирак откажется от своего оружия массового уничтожения, и это будет подтверждено инспекторами, Буш сможет сказать, во-первых: «Благодаря моему вмешательству Ирак разоружен», и, во-вторых: «Я добился этого без кровопролития». Для государственного деятеля это очень важно - добиться, чтобы не было пролито крови.
- Однако Соединенные Штаты могут отказаться от вашего предложения и начать войну.
- Тогда ответственность будет лежать на них. Но если бы они попросили меня дать им дружеский совет, я бы не советовал им этого делать.
Война наркотикам. Первые жертвы
Владимир Путин, который представляет себя поборником примирения повсюду - как в иракском кризисе, так и во взаимоотношениях между Европой и США, - публично не проронил в Париже ни слова по поводу войны в Чечне, начатой три с половиной года назад. В понедельник, 10 февраля, когда российского президента принимали в Елисейском дворце, сотни манифестантов проходили от Центра Помпиду до площади Бастилии, крича "Путин - убийца" и осуждая "позорное молчание" Франции.
В Таиланде идет беспощадная война между торговцами метамфетамином. Доведенные до паники решением властей искоренить незаконную торговлю йа ба - «наркотиком, который сводит с ума», как здесь называют метамфетамин, дилеры убивают своих сообщников из опасения, что те выдадут их полиции.
По крайней мере, такова официальная версия таиландского правительства, объясняющая волну убийств, продолжающихся в провинциях страны с 1 февраля, когда премьер-министр Таксин Шинаватра торжественно объявил «войну против наркотиков». Итоги ошеломляют: за 15 дней было убито 352 предполагаемых дилера, из которых 13 застрелены полицейскими, «действовавшими в рамках законной самообороны». «Бандиты убивают друг друга. Это то, чего мы боялись: сообщники пытаются сжечь мосты, порывая со своей средой», - заявил Таксин Шинаватра, сам бывший подполковник полиции, получивший в Техасском университете степень доктора криминалистики.
На местах «война с наркотиками» имеет куда менее четкие очертания. В прошлом таиландская полиция иногда прибегала к внесудебным расправам, когда считала это необходимым. Широкую известность в стране получил случай, когда в конце 90-х годов генерал полиции приказал казнить 6 скованных наручниками наркоторговцев прямо на глазах сотни таиландских журналистов. Судя по некоторым признакам, эта практика стала систематически применяться в последние две недели. «Максимум 30% убитых с начала месяца действительно были наркоторговцами. Остальные были убиты полицией либо в перестрелках, либо в ходе внесудебных казней», - признает полицейский, не желающий, чтобы его имя было названо.
И действительно, некоторые убийства плохо вписываются в версию о междоусобной войне между дилерами. Например, в воскресенье 9 февраля в городке Сам Чук (Центральный Таиланд) два торговца наркотиками - Нуанчон и Субчай Сукхон - были изрешечены пулями в собственной машине: стреляли неизвестные, сидевшие на заднем сиденье проезжавшего мимо джипа. Убийцы были уверены, что полиция не станет вмешиваться. Выехав на магистральное шоссе, проходящее всего в 100 м от места инцидента, они принялись стрелять в воздух, словно предупреждая остальных местных наркоторговцев о том, какая судьба их ждет. Жители квартала трясутся от страха. Полицейский участок находится всего в 500 м, но первые полицейские в униформе прибыли на место происшествия лишь полчаса спустя, когда сотрудники благотворительной ассоциации уже поднимали тела убитых.
Полицейский, не называющий своего имени, в деталях описывает, как протекают некоторые операции. «Когда специальная группа полиции отправляется на ликвидацию наркоторговца, местная полиция получает приказ не соваться. На время операции прерываются все радиопереговоры. Местные полицейские прибудут на место лишь через час или два, когда все уже будет кончено», - говорит он. Территориальные отделы полиции заблаговременно отправили черные списки наркодилеров в МВД в Бангкок, откуда и приезжают спецгруппы. На жаргоне убить торговца, занесенного в список, означает «закрыть счет».
Правительство категорически отрицает существование «эскадронов смерти», которым поручено убивать торговцев йа ба. Более того, премьер-министр Таксин предостерег полицейских, слишком легко нажимающих на спусковой крючок. «Те, кто думает, что их родственники были убиты при подозрительных обстоятельствах, могут жаловаться непосредственно мне. Я прикажу провести расследование, хотя уверен, что полиция никогда не сделает ничего подобного, ибо все убитые в перестрелках имели криминальное прошлое», - заявил он.
Как бы то ни было, в краткосрочном плане «война с наркотиками», судя по всему, приносит некоторые плоды. Тысячи мелких торговцев метамфетамином сдались полиции; 50 тысяч потребителей этого наркотика изъявили желание излечиться от зависимости. За пятнадцать дней цена за таблетку метамфетамина выросла со 120 до 350 батов (40 бат примерно равны 1 доллару США - прим. Inopressa). «Репрессии напугают наркоманов. Мы хотим, чтобы они пришли лечиться», - объясняет заместитель генерального секретаря таиландского Офиса по контролю за наркотиками Чарчай Суткхиклом.
«Жив ли бен Ладен? Спросите Буша, они же друзья»
Даже посланцы варварского режима могут положиться на римское гостеприимство. Прежде чем заместитель главы иракского правительства Тарик Азиз зашел в благородный ресторан Fortunato al Pantheon, все фотографии ведущих политиков США, в том числе президента Джорджа Буша и вице-президента Дика Чейни, были быстро сняты со стен, сообщила в воскресенье римская газета Il Messaggero.
Во время изысканной трапезы с артишоками, пастой и рыбой Азиз был немногословен, но все его немногочисленные высказывания были однозначны. «Жив ли Осама? Спросите Буша, они же друзья. Оба они - враги правительства Саддама Хусейна», - цитировала его газета. На вопрос о мирных перспективах он сказал: «Необходимо знать, что за планы вынашивает в своем больном мозгу Буш». Азиз приехал в четверг в Рим, чтобы встретиться с Папой и итальянскими политиками. Кроме того, в субботу в Ассиси на могиле Святого Франциска он вознес молитву за мир.
Трагедия
в Корее
Поступает новая информация о числе жертв пожара в метрополитене южнокорейского города Тэгу. Представители пожарных служб Южной Кореи подтвердили информацию местных СМИ о том, что внутри обгоревшего вагона найдено 134 тела. По предварительным данным, еще 140 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести. 99 человек числятся пропавшими без вести. К этому часу пожар удалось потушить.
Возгорание в одном из вагонов метропоезда произошло во вторник около 11 часов утра по местному времени. По словам очевидцев, мужчина в спортивном костюме поджег пакет с горючей жидкостью и бросил его в вагон. Когда на место происшествия прибыли спасатели, подземка была заполнена токсичным газом, что значительно затруднило спасательные операции. Пожар удалось потушить только через 3 часа после начала возгорания.
Тем временем, южнокорейская полиция объявила о поимке подозреваемого в поджоге. Это 46-летний мужчина по имени Ким Дэ Хан. Он получил сильные ожоги. Один из пассажиров злополучного поезда утверждает, что видел, как именно этот человек поджег и бросил в вагон поезда пакет с горючей жидкостью. Сейчас задержанный допрашивается полицией. По предварительным данным, мужчина страдает расстройствами психики.
«Держи язык за зубами»
«Эти страны повели себя не очень хорошо и не подумали об опасности слишком быстрой солидаризации с американской позицией», - возмущался Ширак. Со стороны Польши, Венгрии, Чешской Республики и прибалтийских государств это было опасным ребячеством подписывать письмо, инициированное Великобританией и Испанией, в поддержку жесткой позиции США в вопросе о военных действиях, продолжал глава Франции. На май 2004 года намечено вступление в ЕС трех из этих стран. «Вы упустили великолепную возможность держать язык за зубами», - сказал Ширак.
«Если ты являешься членом семьи, то имеешь больше прав, чем те, кто об этом просит и только стучится в дверь», - бушевал французский президент. Со стороны Румынии и Болгарии тоже было неосторожностью так быстро солидаризироваться с американской позицией. Если они хотели уменьшить шансы на свое вступление, «они едва ли смогли бы найти для этого лучший путь». Обе страны хотят быть принятыми в ЕС на следующем этапе расширения Союза. Ширак предупреждает, что раскол в Европе может усилить критическое отношение к расширению ЕС.
|