N 46 (326)
14 - 20 ноября 2003 года



НАЙТИ:на:








      N 46 (326) 14 - 20 ноября 2003 года

ЗАКОН И ПРАВО

Чужие среди своих

Оксана ЯНОВСКАЯ

      С начала года 24 сотрудника минской милиции были привлечены к уголовной ответственности

      Самое страшное, когда закон нарушают те, кто по роду своей службы должен охранять его и защищать граждан от преступников. Разоблачением "чужих" в рядах столичной милиции занимаются все сотрудники милиции, а возглавляет эту работу управление собственной безопасности. Наш корреспондент беседует с начальником УСБ ГУВД Мингорисполкома полковником милиции Владимиром Радиончиком.

     - В последнее время многие граждане впечатлены громкими арестами сотрудников милиции в Москве - показаны яркие картинки, а мы живем в очень близком информационном пространстве. Иногда люди, увидев по телевизору часть сюжета, даже толком не знают, к чему он относится. Но картинку-то увидели! А как в столичном гарнизоне борются с "оборотнями"?
     
- Преступность и "оборотизм" границ не имеют. В каждой стране есть сотрудники правоохранительных органов, которые и сами переступают черту закона. не только на преступность, но и на размах деятельности, "прейскурант" недобросовестных госчиновников, включая сотрудников правоохранительных органов, влияют в первую очередь социально-экономические факторы.

     Что касается "картинок", то моя позиция в этом вопросе такова: мы не должны "покрывать" нарушителей закона в милицейской форме, мы не должны утаивать от граждан эти факты, но ни в коем случае не превращать нашу повседневную работу в публичную стирку грязного белья.

     - Надо понимать, что факты Вы озвучите, но без подробностей.
     
- С начала года 24 сотрудника минского гарнизона милиции были привлечены к уголовной ответственности за злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение служебных полномочий, причинение телесных повреждений, получение взяток и фальсификацию служебных документов.

     - Выявляются ли факты "крышевания" сотрудниками милиции коммерческих структур?
     
- Если вы говорите о том, что кто-то систематически получает "дань" от коммерсантов за "решение вопросов", то таких фактов не выявлено, хотя мы постоянно отслеживаем ситуацию. В то же время известно, что иногда в связи с начавшимися неприятностями с правоохранительными органами, появляются "ходоки", интересующиеся тем, как можно помочь "хорошему человеку". К чести, можно сказать, в наших подразделениях так налажен учет, контроль за исполнением материалов, что помочь "хорошему человеку", если он действительно виноват, практически невозможно.

     - Сотрудники какого уровня чаще всего совершают должностные преступления?
     
- Из привлеченных к уголовной ответственности в этом году самую высокую должность занимал начальник отдела районного управления внутренних дел, самая низкая - милиционер-водитель, то есть рядовой.

     - Далеко не все сотрудники, попавшие в поле зрения Вашей службы, оказываются на скамье подсудимых. Есть ведь и те, которые не успели перейти роковую черту, но уже вполне "заработали" увольнение по отрицательным мотивам. Отслеживает ли Ваша служба их дальнейший путь: не станут ли они, например, консультантами преступников?
     
- Да, эта категория сотрудников по определенным направлениям остается в поле нашего зрения.

     - Владимир Михайлович, раз уж есть недобросовестные сотрудники милиции, то давайте научим наших читателей, как с ними бороться. Рассмотрим несколько ситуаций. Итак, человек знает, что ни в каком криминале не замешан, но к нему домой раненько утром приходит сотрудник милиции и требует, чтобы он вместе с ним прибыл в управление милиции для беседы. Как этому человеку убедиться в правомерности такого требования?
     
- Независимо от того, в форме сотрудник или нет, я советую не открывать дверь квартиры, а попросить его представиться, уточнить, в каком управлении он работает, и позвонить в дежурную часть, в крайнем случае по "02". У сотрудников дежурной части надо уточнить, действительно ли такой работает в этом управлении. Попросить дежурного офицера связаться с руководителем этого сотрудника и уточнить, получал ли он задание прибыть по указанному адресу. Сотруднику дежурной части надо сказать свой телефон, чтобы он мог перезвонить. Еще можно ему напомнить, что от того, как быстро он все узнает, зависит, сколько прибывший к гражданину сотрудник будет стоять под дверью. Кстати, визитеру можно спокойно сказать, что вы откроете дверь после того, как уточните его полномочия. Открыв дверь, все равно надо попросить предъявить удостоверение. Служебное удостоверение сотрудник милиции не имеет право давать в чужие руки, но гражданин может переписать из этого документа фамилию сотрудника, должность, подразделение, где он служит.

     - Допустим, что в этом деле заинтересован начальник этого сотрудника. Условно говоря, приехал лейтенант и выполняет поручение майора, своего непосредственного начальника. Вот он и скажет дежурному офицеру: да, я дал ему такое задание. И вот гражданин, которого терзают смутные сомнения, все-таки приехал в РУВД. Что дальше?
     
- Гражданину должны объяснить: зачем его вызвали. Допустим, говорят: поступило заявление от Сидорова. "Покажите мне его", - имеет право попросить гражданин. Читать заявление нельзя, а убедиться, что оно есть и зарегистрировано (штамп с входящим номером и датой), нужно. Если с ним будет разговаривать другой сотрудник милиции, то и у него надо попросить предъявить удостоверение. Вот тогда можно вести разговор. И надо обязательно потребовать повестку или справку, что с такого-то по такое-то время в такой-то день гражданин находился в управлении милиции, внимательно посмотреть, кто подписал этот документ. Естественно, на нем должна быть печать.

     - А если заявление поступило от конкурента по бизнесу или еще какого-либо недоброжелателя, и человек прекрасно понимает, что конфликт надо разрешать либо в гражданском суде, либо в хозяйственном. А вдруг на заявлении штамп стоит, а в журнале оно не зарегистрировано?
     
- К сожалению, может быть и такое. Но у гражданина есть справка, что он был в управлении милиции. Теперь вместе с ней он может придти в наше управление. Мы проведем проверку и выясним обоснованность требований сотрудников милиции, правильность оформления документов. В милиции, может быть, несколько громоздкая система документирования, зато регистрируются все обращения и заявления.

     - Предположим, что сотрудник милиции явился прямо на работу к бухгалтеру коммерческой фирмы и тоже требует ехать в РУВД. Как правильно себя вести в этом случае?
     
- Первый вопрос профессиональный: кто мне оплатит время, которое я проведу в РУВД? Надо требовать повестку с вызовом в РУВД. Попросить сотрудника милиции поставить в известность об этом вызове непосредственного руководителя бухгалтера. Понимаете, если в данной ситуации сотрудник милиции нарушает закон, то делает это сознательно. Он прекрасно знает, что может быть за это наказан, поэтому страхуется: ему не нужны свидетели его неблаговидной деятельности. А вот если о визите недобросовестного сотрудника узнает как можно больше людей, то неизвестно кому будет страшнее: тому, кого он вызывает в РУВД, или ему самому. Граждане должны знать свои права и обязанности, а с сотрудниками милиции надо разговаривать спокойно, вежливо и грамотно.

     - К счастью, у нас в стране крайне редко совершаются преступления "под прикрытием" милицейской формы или милицейского удостоверения. Но вот, например, пожилые люди уверены, что служебное удостоверение сотрудника милиции - красная книжечка. А на самом деле - заламинированный картон. Расскажите, пожалуйста, подробно: как выглядит настоящее милицейское удостоверение.
     
- Безупречная четкость линий и цвета фотографии. На первой стороне удостоверения написано: Республика Беларусь, на красной полосе белыми буквами - милиция, здесь же фотография сотрудника, номер удостоверения, срок его действия. Должно совпадать звание: если на фото видите погоны капитана, то и на обратной стороне удостоверения тоже должно быть это звание. На той же стороне написано, в каком подразделении служит сотрудник, какую занимает должность, его личный номер. Номер удостоверения и личный номер - только пятизначные числа. Удостоверение выдается сотруднику на четыре года: совпадает ли дата выдачи со сроком действия? Здесь же есть краткая информация о правах предъявителя документа. Если посмотреть удостоверение на свет, то по правому краю также можно увидеть цифры.

     Надо обратить внимание на фото: оно должно быть наклеено - об этом свидетельствует чуть бугристая поверхность удостоверения, в противном случае оно отсканировано с "нужной" фотографией. Настоящая печать "не поплывет" от ламинирования. На подлинном удостоверении не может быть смещения линий печати.

     - Владимир Михайлович, уже больше двух лет в ГУВД Мингорисполкома работает телефон доверия. Среди прочего, по нему можно пожаловаться на сотрудников милиции. Каково соотношение жалоб и благодарностей, высказанных по этому телефону?
     
- С начала года по этому телефону было принято 393 сообщения. Из них 88 о неправомерных действиях сотрудников милиции. А вот подтвердилось только 13 фактов: сотрудники были привлечены к дисциплинарной ответственности, а по одному факту возбуждено уголовное дело. Тринадцать сообщений поступило с просьбой объявить благодарность сотрудникам за чуткость и профессионализм и два поздравления с праздником. Все сообщения, поступающие по телефону доверия, регистрируются как обычное заявление, по ним проводится тщательная проверка.

      - А какие жалобы обычно не подтверждаются?
     
- Необоснованно жалуются на наших сотрудников именно те, кто сам нарушил закон или общественный порядок. Нередко причиной жалоб является низкая правовая грамотность наших граждан, когда их желания расходятся с буквой закона. К сожалению, бывают и такие "сигналы", что при их проверке выясняется: звонивший хотел руками милиции свести счеты со своими знакомыми или даже родственниками.




Каталог+поисковая система КАТАЛОГ+РЕЙТИНГ -> Добавь свой сайт Rating All.BY


Copyright © 2003 «Экспресс НОВОСТИ»
Hosted by uCoz