Писатели успевают и книжки сочинять, и скандалить
Кирилл НЕЛИН
     
Это только кажется, что писатели сидят себе тихо-мирно дома и пишут - кто от руки или на печатной машинке, а самые продвинутые – на компьютере - вожделенную «нетленку». У литераторов, как и в любой другой сфере, профессиональной деятельности и просто тусовке свои интриги и свои скандалы. Правда, в последнее время их стало что-то многовато.
Причем практически все они с политическим душком. Взять хотя бы громкие похороны Василя Быкова в июне прошлого года, которые чрезмерно политизировала и монополизировала оппозиция и неприлично проигнорировали власти. Кстати, очень даже вероятно, что в годовщину смерти писателя нечто подобное может повториться. А годом ранее был большой скандал с переводом самых известных в Беларуси литературных журналов от «Полымя» до «Немана» под крышу холдинга «Лiтаратура i мастацтва» с установлением там, как утверждают неблагонадежные в отношении властей писатели, цензуры. Можно также вспомнить, как после этого прошел съезд Союза писателей, на котором развернулась борьба за руководящие посты в этой общественной организации между так называемыми «независимыми» и проправительственными писателями. В итоге «демократы» победили «консерваторов». Среди неполитических скандалов в благородном писательском семействе можно вспомнить шумиху вокруг признания Нила Гилевича в авторстве знаменитой сатирической поэмы «Сказ про Лысую гару».
То, что за псевдонимом Вядзьмак Лысагорский скрывается Гилевич, было тут же оспорено.
При этом, к сожалению, уже давненько что-то не слышно в Беларуси о нашумевших и бестселлерных произведениях. Нет, конечно, хорошие книжки пишутся, да вот только читаются и широко известными они становятся лишь в узких кругах.
И вот совсем недавно произошли два новых скандала. Первый связан с председателем Союза писателей и преподавателем филологического факультета Белгосуниверситета Алесем Пашкевичем. Точнее с его докторской диссертацией, в которой была проанализирована белорусская прозаическая литература прошлого века. Председатель Союза писателей защитил ее еще почти полтора года назад. Однако Высшая аттестационная комиссия до сих пор не утверждает Пашкевичу научную степень доктора филологических наук.
Почему такая задержка? Причина – отнюдь не в научном качестве диссертации, а, возможно, в политической и идейной ущербности этого труда, которые заметила группа ветеранов в высоких воинских званиях от полковника до генерала, к которым будто бы докторская Пашкевича попала случайно. Они ее почитали и вознегодовали. И даже написали письмо самому президенту. В нем говорится о том, что докторская диссертация Пашкевича идет вразрез с основами идеологии белорусского государства. Председателя Союза писателей обвиняют ни много ни мало в антигосударственной деятельности.
Ветераны пишут Александру Лукашенко (цитируем близко к тексту), что диссертацию Алеся Пашкевича они рассматривают как стремление оппозиционеров от науки оказать давление на власти с целью заставить Высшую аттестационную комиссию признать научной, а значит, и правильной антигосударственную, антипатриотическую, национал-предательскую идеологию фашистских холуев – писателей и поэтов за рубежом. Президента просят защитить идеологию современной Беларуси от перевертышей, карьеристов и политических проходимцев. Согласитесь, напоминает обыкновенный донос печально известных советских времен.
Наконец, на прошлой неделе мастера пера вновь наскандалили: Рада Союза писателей исключила из своих рядов (кстати, это произошло всего лишь второй раз за всю историю его существования) поэта Павла Воробьева, председателя созданного в конце прошлого года объединения минских писателей, в которое вошли те литераторы, которые работают в изданиях холдинга “Лiтаратура i мастацтва”. Мотив такой: мол, столичное объединение писателей - это создание альтернативы Союзу писателей с целью его раскола.
Очень может быть оно и так, однако формально члены любой общественных организации, каковой является Союз писателей, могут состоять хоть в десятке других общественной организаций. Да и кстати, прецедент, когда писатели состоят в нескольких литераторских объединениях уже есть: уже много лет параллельно с Союзом писателей существует ПЭН-центр.
Решение об исключении Воробьева из рядов Союза писателей выглядит как какая-то чистка рядов в большевистском духе. Кроме того, один из самых известных и лучших поэтов Беларуси, без преувеличения, всех времен Рыгор Бородулин даже отозвал свою рекомендацию, с которой когда-то Воробьев вступал в Союз писателей. При всем уважении к Рыгору Ивановичу и любви к его творчеству, заметим, что поступок выглядит несколько странновато. Ведь рекомендацию он давал, надо понимать, за поэтический талант Воробьева, а не за какие-то его человеческие качества. Впрочем, с другой стороны, решение Бородулина вполне резонное. Его можно объяснить строчкой из Некрасова. Помните: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Кстати, всех остальных членов минской писательской организации Союз писателей попросил определиться в месячный срок со своим членством — или там, или там. Скорее всего, все-таки в знак солидарности с Воробьевым многие из них выйдут именно из Союза писателей. Хотя, конечно, отряд может и не заметить потери бойцов. В свежеиспеченной организации состоят лишь пара десятков человек, хотя в Минске насчитывается четыре сотни литераторов. Но все равно все это уже попахивает расколом в писательской братии!
Увидеть “не про говоренное”
Максим ШУМИЛИН
     
“Открытый формат” снова приглашает хороший театр
Московское театральное объединение сдержало обещание. Центр драматургии и режиссуры повторно привез в Минск спектакль Кирилла Серебрянникова “Пластилин”, который несколько месяцев назад зрителям так и не удалось досмотреть до конца из-за возникшего в театре пожара. На этот раз организаторы фестиваля “Открытый формат”, в рамках которого и проходит эта акция, для страховки решили продублировать спектакль - вторичная премьера “Пластилина” в столице состоится 21 и 22 марта на сцене того же Театра им.Янки Купалы.
Вдобавок москвичи привезли на местную сцену еще одну постановку – совершенно противоположный, скромный спектакль о подростковой любви “Не про говоренное”. Недавний выпускник театрального института (ГИТИС) мастерской Марка Захарова Михаил Покрасс дебютировал с этой работой как драматург и режиссер в одном лице. Написанная им пьеса “Не про говоренное” стала в России лауреатом Национальной литературной премии “Дебют”, учрежденной Эдвардом Радзинским.
“Это обаятельный и искренний спектакль… Но его невозможно пересказать”, - констатирует московский журнал “Афиша”, рецензируя работу Михаила Покрасса. Больше всего “Не про говоренное” напоминает череду студенческих этюдов: милых, искренних, необязательных. Актеры с совсем юными лицами и ясными глазами. И разговоры понятные: “Мам, можно я твои туфли бежевые надену”. Девочка с мамой. Девочка с мальчиком. Девочка с другой девчонкой, проституткой, такой наивной и смешной, будто подружка из соседнего класса. Говорят герои в сущности ни о чем, поскольку, конечно, не в словах дело. Девочки-мальчики выходят на сцену со словами: “Вы можете подумать, будто то, что я сейчас буду говорить, - главное для меня, но это не так… и когда после спектакля я буду ехать в метро, я буду думать о другом…” Рассуждают, что о главном не скажешь, тогда оно перестанет быть главным. А потом говорят, что вот и эти слова придумал режиссер (он же драматург).
Простодушен ли этот ход или хитер, но в этот момент зритель чувствует, что все же ему открывается что-то живое и непреднамеренное, будто случайно завернулся занавес, и все увидели, как там помреж кокетничает с монтировщиком, или актеры выпивают перед тем, как выйти с трагическим лицом.
Сам молодой драматург и режиссер о своей работе говорит так: “Это спектакль, в котором нет жестоких сцен, раздетых актрис, и преувеличенного, приукрашенного, искаженного изображения действительности, это разговор о моей совершенно обычной жизни, чем же она ценна, и что же значимого в том, что я просто живу”.
Увидеть “Не про говоренное” можно будет только в один вечер, 23 марта, на сцене Театра им.Янки Купалы.
30 секунд – продано!
Максим ШУМИЛИН
     
Предаукционная выставка предметов современного искусства открылась в среду 17 марта в Художественной галерее Дворца Республики. За две недели до начала самого главного события, которое намечено на 31 марта, организаторы Антикварно-Аукционного Дома Paragis предоставили всем желающим возможность “вживую” оценить почти все отобранные работы. Их оказалось более 300.
За прошедшее время список подготовленных для аукциона вещей серьезно пополнился новыми работами. Среди них есть даже два полотна недавно выставлявшегося в Музее современного изобразительного искусства француза Тома Гишара – картины этого художника находятся в коллекции самого Михаэля Шумахера. Их тоже можно найти на выставке в галерее Дворца Республики
Учитывая большой объем работ, начало аукциона предусмотрительно назначено организаторами на 10 часов утра. При этом они утверждают, что мероприятие пройдет очень динамично и без запинок – сам Леонид Якубович обещал “отпускать” каждый лот всего лишь за 30-40 секунд.
|