За месяц до Евросоюза или Литовцы становятся европейцами
Стас МИХАЙЛОВ, Олег СУДЛЕНКОВ
     
С первого мая (почти через месяц) соседняя Литва станет полноправным членом единого европейского экономического пространства. Что ожидать белорусам от столь быстрого перемещения Западной Европы к нашей границе, и что изменится в литовско-белорусских отношениях? Ответы на эти и другие вопросы нам удалось получить у министра экономики Литвы Пятраса Чесна.
- Господин министр, как можно охарактеризовать современное состояние экономических взаимоотношений Литвы и Беларуси? Назовите, пожалуйста, размер нашего совместного товарооборота?
- Сразу замечу, что информация, которую распространяет белорусская сторона, несколько отличается от литовской в силу различий статистических методик. Тем не менее, мы можем с уверенностью говорить о том, что наш товарооборот постоянно растет. В 2002 году он составил 1 млрд 102 млн литов (примерно $368 млн), а уже в 2003 году вырос до 1 млрд 483 млн литов ($495 млн), т.е. на 34,7%. Надо отметить, правда, что в 2002 году был спад роста товарооборота.
За 2003 год рост литовского экспорта в Беларусь составил 7,5%, а импорт ваших товаров вырос на целых 74% процента! Скоро только белорусские товары в Литве и будут! (Смеется.) Показатели экспорта растут за счет товаров химической и текстильной промышленности, транспортных средств, электроприборов. В Беларуси мы покупаем жиры, минеральные удобрения, продукты химической промышленностей, древесину, картон, стекло, керамику. Но, несмотря на этот очевидный прирост в торговле, Беларусь занимает лишь 12-14 места по экспорту-импорту.
- Литва готовится к вступлению в Европейский союз уже 1 мая этого года. Отразится ли это на наших внешнеэкономических показателях, и каких нововведений следует ожидать с литовской стороны?
- Мы провели всесторонний анализ всех аспектов вступления в ЕС, изучили показатели внешней торговли за прошедшие годы, проанализировали, как будут меняться таможенные налоги, и как это повлияет на торговлю с разными странами, в том числе и с Беларусью. Уже сейчас могу вас успокоить, что изменения будут незначительными.
- Одним из условий вступления в ЕС является закрытие Игналинской атомной станции. Не лишится ли ваша страна после закрытия АЭС хоть и не совсем безопасного, но дешевого способа получения электроэнергии?
- Литва подписала договор о вступлении в ЕС, одним из условий которого было закрытие к январю 2005 года первого реактора, а к январю 2010 – второго. Но даже после закрытия реакторов АЭС мы будем полностью обеспечивать себя электроэнергией. У нас есть резервная электростанция, которая может работать как на газе, так и на мазуте. К тому же ЕС будет помогать нам финансово в закрытии Игналинской АЭС.
- Как Вам видится дальнейшее развитие литовского аграрного комплекса в условиях жесткой конкуренции ЕС, где, как известно, преобладают крупные хозяйства?
- Я думаю, что определенные затруднения испытают только мелкие хозяйства, у которых всего 2-3 гектара земли. Крупные литовские агрокомплексы в ЕС никаких проблем испытывать не будут.
- Вступление в ЕС предполагает единый рынок труда. Уровень безработицы в Литве, по нашим данным, составляет порядка 9%. Есть ли опасность того, что приток рабочей силы из стран ЕС повлечет за собой увеличение числа безработных?
- На иностранных предприятиях, которые сегодня работают в Литве, заняты как литовцы, так и специалисты из других стран. Для последних существуют квоты, но они не заполняются. Поэтому я не вижу в этом большой проблемы для литовского рынка труда и в условиях ЕС.
- Можете ли Вы назвать страны, которые вкладывают основные инвестиции в экономику Литвы?
- В основном это скандинавские страны. Первое место по объемам инвестиций занимает Дания, далее следуют Швеция, Германия, США, Финляндия, Эстония и Россия. Беларусь в этом списке стоит на 32-м месте. Белорусские инвестиции составляют примерно 5,6 млн литов. Литовские же инвестиции в вашу страну – 8,1 млн литов. Надо отметить, что это незначительные инвестиции (примерно $1,8 млн и $2,7 млн соответственно).
- Белорусские предприятия достаточно активно используют Клайпедский морской порт. Через него Беларусь получает ряд импортируемых товаров, а также идет отгрузка калийных удобрений. Белорусский транзит через Литву в прошлом году составил 800 тысяч тонн. Планирует ли ваше правительство предоставлять преференции для белорусских перевозчиков, если те используют Клайпедский порт?
- По нашим данным, определенные договоренности с вашей страной уже есть. В феврале этого года руководители министерства транспорта и коммуникаций Литвы, Клайпедского порта и литовской железной дороги встречались в Минске со своими белорусскими коллегами. Они ознакомили вашу сторону с предлагаемыми скидками на транзит. Например, для перевозки по ЖД в Клайпедский порт объявлена 52-53-процентная скидка. На транзит в Калининградскую область – скидка 10%, для вывоза калийных удобрений в страны ЕС через Калининградскую область – 19%, для перевозки цемента через Литву в Калининград – 10%.
Хочу еще раз отметить, что со вступлением в ЕС никаких таможенных усложнений не будет.
- С начала этого года в отношениях между российскими поставщиками газа и белорусскими транспортировщиками возникли определенные проблемы, приведшие к прекращению поставок природного газа на белорусские терминалы. Тем самым «Газпром» перекрыл газ для Западной Европы и Прибалтики. Как Вы можете прокомментировать данный факт, и как это отразилось на экономике Литвы?
- Так воюет-то ваша страна с Россией. Литва в этой так называемой войне не участвует. Были, естественно, испытаны некоторые трудности. Но когда газ перестал поступать через белорусские трубы, мы стали получать газ через Латвию. А чтобы впредь избежать подобных неприятностей, мы построим на границе с Латвией станцию учета. Мы рассчитываем, что данная станция будет готова к концу этого года. Также рассматривается возможность постройки подземных газохранилищ. Уже ведутся исследовательские работы на западной территории Литвы и рядом с латвийской границей. Мы в то же время надеемся, что ваша страна все же договорится с Россией. А если говорить о том, почему такая проблема возникла, то, по моему мнению, проблемы с «Газпромом» у вас оттого, что ваша страна считает, что сможет получать газ по той цене, по какой хочется.
- А Ваша страна по какой цене получает природный газ?
- 84 доллара за кубометр только на границе, а вам и 50 долларов дорого… Наш конечный потребитель, с учетом дальнейшей транспортировки, платит за газ еще дороже.
- Господин министр, под занавес нашей беседы, каким Вам видится будущее литовско-белорусских отношений?
- Я думаю, что наши экономические и культурные отношения будут и дальше стабильно развиваться. У нас нет языковых барьеров, у нас общая история, общие интересы в бизнесе. Уже сегодня многое сделано в области туризма и культуры. Так что, я думаю, наши добрососедские связи будут только крепнуть.
|