N 13 (345)
26 марта - 1 апреля 2004 года



НАЙТИ:на:








      N 13 (345) 26 марта - 1 апреля 2004 года

КОММЕНТАРИИ

Не буди лиха, пока оно тихо

Ольгерд ТЫШКЕВИЧ,
политический обозреватель "ЭН"

      У Осамы бен Ладена, муллы Омара, «Аль-Каиды» и всего исламского терроризма появился мощный союзник. К такому выводу дружно приходят все непредвзятые аналитики, исследуя процессы в мире, происходящие после войны в Ираке. Союзник этот – американские войска и другие формирования антисаддамовской коалиции, которые находятся сейчас на земле древней Месопотамии.

      Спустя год после начала боевых действий выяснилось: оружия массового поражения, наличием которого объяснялась интервенция, в Ираке нет, мира, стабильности и демократии тоже в обозримом будущем не предвидится. В США и европейские страны уже доставили более 600 гробов с погибшими солдатами и офицерами. Свыше 4 тысяч военнослужащих ранено. служащих создаваемой оккупационными властями иракской полиции и мирных жителей гибнет и калечится еще больше. И кровопролитие нарастает. Не случайно на прошлой неделе, в годовщину начала тупоголовой иракской авантюры, на демонстрации протеста вышли миллионы людей в американских и европейских городах.

     Президент Джордж Буш-младший еще пытается надувать щеки, изображая в предвыборной борьбе за Белый дом великую значимость свершенного год назад вторжения. Два козыря у него есть. США контролируют теперь нефтяное хозяйство второй по запасам “черного золота” страны на Земле, усилив тем самым свои позиции на мировом энергетическом рынке. Не произошло в Ираке и междоусобной войны между арабами и курдами, суннитами и шиитами.

     Но все это пока. Выясняется, что кровавый саддамовский режим был единственным обручем, скреплявшим изуродованное общество. Из самых благих побуждений обруч сбили. Но другого-то нет. В стране прогрессируют хаос и анархия, создался вакуум власти. Оккупационная администрация удивительно беспомощна и бездарна. Складывается впечатление, что она вообще не имеет осмысленного плана действий.

     Думаю, что в этой обстановке скоро начнут гореть нефтяные скважины и взрываться трубопроводы. В любую минуту может кончиться и хрупкое межконфессиональное, а также межнациональное перемирие. Бензин в этих сферах копился десятилетиями, если не веками. В “пиротехниках”, способных поджечь его, недостатка нет. Одних бывших сотрудников саддамовской полиции и спецслужб в стране полмиллиона. Кроме того, в Ирак сейчас потоком хлынули экстремисты и фанатики из транснациональных фундаменталистских исламских организаций. “Аль-Каида” и родственные ей группы вовсю используют смертников-шахидов для организации взрывов в местах скопления людей, даже в мечетях.

     В общем, “витрины демократии” из постсаддамовского Ирака американцам создать не удалось. Получился скорее очаг мирового террора. Сейчас дело бен Ладена заметно расширилось и укрепилось на нашем “шарике”. Арабское сообщество и без того не особо жаловало США. Поражение одного из своих членов было воспринято им как унижение всей семьи, очередной триумф Израиля и “враждебно настроенного к исламу Запада”.

     Ответ известен. Серия взрывов в пригородных поездах Испании не только унесла более 200 жизней и сменила в стране правительство. Она по сути развалила антисаддамовскую коалицию. Вслед за испанскими войсками Ирак собираются покидать и польские жовнеры.

     Полагаю, уязвленное мусульманское самолюбие сыграло не последнюю роль и в недавних событиях на Балканах. На прошлой неделе албанцы провели масштабную “этническую чистку” в Косово. Уничтожены сербские поселения, православные святыни, десятки людей убиты, тысячи лишились крова. Без сомнения, кровавыми терактами ответит исламский фундаментализм и на уничтожение израильской ракетой духовного лидера палестинского движения сопротивления шейха Ахмеда Ясина.

     Война цивилизаций раздувается по всему миру. Слава Богу, Беларусь в нее не втянута. Вместо шахидов у нас – пьянство и разухабистое раздолбайство, на борьбу с которыми мобилизует страну недавно подписанный Президентом декрет. Но и исламские шахиды не могут не учитываться в отечественной политике.

     Когда в Кремле с плохо скрываемым раздражением воспринимают очередной отказ Беларуси на настойчивое предложение вступить под сень двухглавого орла единым субъектом федерации или шестью губерниями, лично я в такие моменты всегда вспоминаю не цены на газ, а ичкерийских боевиков, спустившихся с гор и ставших начальниками райотделов милиции в Чечне. Да и Ахмад Кадыров, которому Москва вынуждена доверить управление мятежной провинцией, в недалеком прошлом был полевым командиром у Джохара Дудаева.

     Все это весьма смахивает на порядки, заведенные в гражданскую войну батькой Махно в окрестностях родного села Гуляй-Поле. По первому свисту землепашец-хуторянин извлекал из стога пулемет «Максим», запрягал пару коней – и мирная крестьянская телега превращалась в боевую тачанку. В современной Чечне даже столь нехитрые манипуляции не приходится проделывать. Спустившийся с гор боевик сдает автомат, попадает под амнистию и тут же получает автомат обратно – как боец ОМОНа или отряда самообороны. Учтем при этом данные социологов, не сомневающихся в том, что минимум два поколения чеченцев будут относиться к России враждебно. Отсюда вывод: не надо Беларуси превращаться в Россию. Хотя бы ради того, чтобы полвека спокойно спать в своих домах и без опаски ездить в метро и поездах.
     Как говорится, не буди лиха, пока оно тихо.


Два ореха на пятерых детей

Тарас Никольский,
экономический обозреватель «ЭН»

      К тому, что в обозримом будущем умы и сердца белорусов завоюет либеральная идея, лично я отношусь с большим сомнением. И не потому, что мы чем-то хуже других европейцев. Просто у нас структура народонаселения иная. Более четверти живущих в нашей стране – пенсионеры. Прибавьте сюда детей – и станет ясно: отечественная экономика может быть только социально направленной, а взгляды большинства – только левого политического спектра. В будущее Беларуси суждено двигаться по социал-демократической колее.

      Социальная ориентация экономики провозглашена в нашей стране давно. Государство много тратит на образование, медицину, культуру, спорт, социальную помощь. Как такого рода затраты влияют на жизнь конкретных людей, что мы жуем и носим, на что раскошеливаемся, хорошо видно из анализа доходов и расходов домашних хозяйств, который ежегодно производит Минстат. Недавно он опубликовал доклад за прошлый год. Из него вытекает, что в стране сейчас 3.838 тысяч домашних хозяйств. Это на 15 тысяч меньше, чем год назад. То есть всего за 12 месяцев исчезло население города величиной с Кричев или Волковыск. Если и впредь будем нести такие потери, то к середине века население страны уменьшится наполовину.

     Еще тенденция. С 32 до 29 процентов уменьшилось число семей, где нет работающих, и, соответственно, с 33 до 37 процентов увеличилось количество супружеских союзов, где трудятся оба члена семьи. При старении общества, которое у нас происходит, это верный признак того, что все больше пенсионеров вынуждены искать заработок, не сводя концы с концами.

     Средняя белорусская семья в прошлом году состояла из 2,6 человека и ежемесячно тратила, опять же в среднем, по 177,5 доллара. Выходит, что расходы на душу населения составляли примерно 69 «зеленых». В целом совокупные денежные расходы увеличились за год почти на пятую часть. Что же заставило белорусов раскошелиться больше всего? На первом плане – рост цен на жилищно-коммунальные услуги более чем наполовину, который коснулся всех. Кроме того, страна переживает сейчас «сотовый» бум. Наши соотечественники более чем на четверть увеличили свои расходы на услуги связи. Но если это вполне объяснимо научно-техническим прогрессом, то как понять рост семейных затрат на табак сразу на 14 процентов? Здоровье у чернобыльской нации лишнее, что ли…

     Есть еще одна загадка. По утверждению все того же Министерства статистики и анализа, в прошлом году реальные денежные доходы населения увеличены лишь на 3,4 процента. Так откуда же взялись средства на почти 20-процентный рост расходов? Значит, в ход пошли сбережения. Еще одно объяснение – «серые» доходы. Зарплата в конвертах, не обложенная подоходным налогом и социальными отчислениями, – обыденное явление белорусской экономики. Как и «черный нал», «откат»…

     Важнейшим структурным изменением в расходах домашних хозяйств стало сокращение доли затрат на продукты питания сразу на десятую часть. Причем, если сравнивать абсолютные суммы, то они разнятся незначительно. В позапрошлом году средняя семья проедала дома 70 долларов в месяц, в прошлом – 66. Это прогрессивное явление. Мы сделали в своей структуре потребления шаг в сторону социальных стандартов цивилизованного общества. Не став хуже питаться, почти треть белорусских семей вкладывали около седьмой части своих денежных доходов в банковские депозиты, а почти четверть покупали иностранную валюту, тратя на это в среднем 21 доллар в месяц. Каждая третья семья сумела приобрести личный транспорт.

     Но это, конечно же, в общем и целом. В Беларуси нет олигархов. Почти три четверти отечественной экономики находится в государственном секторе. Но имущественное расслоение общества произошло и у нас. В прошлом году почти каждая пятая семья не обновляла обувь, а каждая двенадцатая не покупала предметы личной гигиены. Самые бедные семьи ежемесячно тратят в среднем на продукты питания 46, а самые богатые – 99 долларов. В структуре затрат богатых жилищно-коммунальные услуги занимают менее 9, а бедных – 15,5 процента.

     Белорусские малоимущие сосредоточены главным образом в деревнях. Если в крупных городах семьи со среднедушевыми ресурсами до 90 тысяч рублей в месяц составляют 4, то на селе – 17 процентов. Сдвиг к лучшему в борьбе с бедностью есть. В 2002 году в среднем по стране 30,5 процента семей располагали ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума, в том числе 35 процентов - на селе. В прошлом году их доля уменьшилась, соответственно, до 23 и 29 процентов. Но это все равно много. Особенно тяжело живут семьи из пяти и более человек. Половина из них находится за чертой бедности. Как и две трети семей с тремя и более детьми. Не удивительно, что в Беларуси уменьшается население.

     Если смотреть по территориям, то побогаче живут в Минске. Здесь только каждая двенадцатая семья располагает ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума. А вот в Могилевской области – каждая третья.

     Конечно, белорусское богатство весьма относительно. всех шариковской дележкой поровну зажиточными все равно не сделать. Нужно резкое повышение эффективности экономики. Иначе мы и впредь обречены делить два ореха на пятерых детей.
     Пока же по своим расходам мы движемся в сторону Запада. Чего не скажешь о доходах.




Каталог+поисковая система КАТАЛОГ+РЕЙТИНГ -> Добавь свой сайт Rating All.BY


Copyright © 2003 - 2004 «Экспресс НОВОСТИ»
Hosted by uCoz