N 13 (345)
26 марта - 1 апреля 2004 года



НАЙТИ:на:








      N 13 (345) 26 марта - 1 апреля 2004 года

ОБРАЗОВАНИЕ

Тестирование: метод «научного тыка»?

Ольга НЕЖДАННАЯ

      Как известно, горячая пора для абитуриентов начинается задолго до вступительных экзаменов. Им предшествуют долгие и мучительные выборы дальнейшего места учебы, а значит, и всего дальнейшего жизненного пути, хождения по репетиторам и приемным комиссиям, бессонные ночи над конспектами и учебниками. В финале всего этого именно ваша фамилия может оказаться в списке зачисленных на ту или иную специальность. Что же ждет в этом году выпускников школ?

      Сфере образования всегда уделялось особое внимание. Беларусь четко обозначила свое намерение влиться в международное или хотя бы европейское образовательное пространство. Переход к единому государственному экзамену – это один из первых шагов на этом пути. Ведь Европа уже давно забыла, что такое абитуриентские страдания.

     В конце прошлого года Министерством образования были утверждены единые правила приема в высшие учебные заведения в 2004 году. Эти правила регулируют порядок приема абитуриента во все вузы независимо от формы собственности. Самая главная “новизна” - введение обязательного централизованного тестирования.

     Впервые в этом году выпускной экзамен будет проводиться в форме обязательного теста по русскому или белорусскому языку – по выбору учащихся. Централизованное тестирование – это специальный тест на знание программы средней школы. Вместо того чтобы сдавать привычные выпускные, а затем вступительные экзамены, ученики в американском стиле сдают один, состоящий из нескольких базовых предметов сразу. По результатам теста будет выдаваться аттестат. Таким образом, выпускник как бы минует стадию “абитуриент” и может стать студентом вуза.

     Такая форма экзамена вводится с целью снижения эмоционально-психической нагрузки учащихся, сохранения их здоровья, обеспечение равного доступа к получению образования. Кроме того, по мнению специалистов Министерства образования, это позволит создать систему аттестации выпускников, дать объективную оценку их подготовке.

     Однако надежные методы требуют и значительных финансовых вливаний. В США практика проведения тестирования работает уже больше 50 лет. Каждый год знания учащихся проверяют с помощью 47 млн специальных тестовых бланков, которые подготавливают около 400 тестовых компаний. Средства, затрачиваемые на создание тестовых заданий, колоссальные. У нас же эти расходы понесет государство, а значит, и налогоплательщики.

     Исходя из утвержденных правил, выпускники-2004 должны сдать три экзамена: централизованное тестирование (русский или белорусский языки) и два теста по профильным дисциплинам в зависимости от выбранной специальности в вузе. Добровольное тестирование, в отличие от обязательного, проводится на платной основе. В этом году оно включает в себя следующие дисциплины: физика, химия, математика, биология, английский и немецкий языки. Стоимость одного теста – 18.100 рублей.

     Если вы уже выбрали учебное заведение и знаете, по каким дисциплинам будете сдавать экзамен, то можно пройти централизованное тестирование в апреле, а затем представить в приемную комиссию соответствующие сертификаты. Если же вас не устроили эти результаты, то можно пройти тестирование уже в самом высшем учебном заведении во время вступительных экзаменов.

     Обжалованию не подлежит

     В случае провала обязательного тестирования, т.е. если ученик набирает ноль, один или два балла из десяти возможных, придется ждать еще год до следующего тестирования. Пересдать или оспорить результаты единого государственного экзамена невозможно! Новыми правилами такая возможность не предусматривается.

     Вместе с тем, даже если вы знаете о своей слабой подготовке и вовсе не собираетесь поступать в вуз, отказаться сдавать экзамен тоже нельзя. Такая возможность есть только у учеников с серьезными проблемами со здоровьем. В таком случае, согласно с правилами приема в вузы, в аттестат будет выставляться итоговая оценка.

     Регистрация участников тестирования уже началась и будет прекращена за три дня до проведения тестирования по конкретному предмету. Центры тестирования работают во всех областных центрах, а также в Барановичах, Мозыре, Пинске и Новополоцке. В Минске тестирование проводится на базе следующих высших учебных заведений: БГЭУ, БГПУ, БГМУ, БГАТУ, БНТУ и БГУИР.


Как поступить “нахаляву”?

Ольга НЕЖДАННАЯ

      Вне конкурса будут зачисляться:

     - дети из семей военнослужащих или рабочих и служащих, занимавших штатные должности в воинских частях, которые пропали (умерли) или стали инвалидами во время прохождения военной службы или работы в составе советских войск на территории государств, в которых велись боевые действия, а также дети из семей военнослужащих, которые пропали (умерли) в мирное время при прохождении военной службы;
     - дети из семей лиц руководящего или рядового состава органов внутренних дел, которые пропали (умерли) или стали инвалидами при исполнении служебных обязанностей в мирное время или на территории государств, в которых велись боевые действия;
     - дети из семей лиц руководящего или рядового состава органов финансовых расследований РБ, которые пропали (умерли) при исполнении служебных обязанностей;
     - инвалиды 1-й и 2-й групп, а также дети-инвалиды, которым не противопоказано обучение;
     - абитуриенты, которые имеют льготы в соответствии со ст.18 Закона РБ “О социальной защите граждан, потерпевших от катастрофы на ЧАЭС”;
     - лица белорусской национальности, которые являются гражданами других государств и проживают на их территории, по рекомендации белорусских диаспор или учреждений образования, согласно с Министерством образования на выделяемые учредителем места, в рамках контрактных цифр приема, которые финансируются из бюджета.

     При одинаковом количестве баллов преимущество имеют:

     - инвалиды 3-й группы;
     - уволенные в запас военнослужащие, которые имеют льготы, установленные законодательством, и рекомендации воинской части;
     - абитуриенты, которые имеют льготы в соответствии со ст.19, 20, 23, 24, 25 Закона РБ “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС”;
     - абитуриенты, которые награждены золотой или серебряной медалью или закончили учреждения, которые обеспечивают получение среднеспециального или профессионально-технического образования, с дипломом с отличием;
     - победители областных предметных олимпиад;
     - победители республиканских и областных турниров и конкурсов по предметам вступительных экзаменов;
     - абитуриенты, которые имеют более высокий балл аттестата.

     Кроме того победители международных и республиканских предметных олимпиад, проведенных Министерством образования, а также по предметам искусства, проведенных Министерством культуры, в текущем учебном году, а также победители международных и республиканских творческих конкурсов, победители и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы этого года, лица, которые награждены нагрудным знаком лауреата специальных фондов президента по социальной подготовке способных учеников, студентов и талантливой молодежи, победители предметных олимпиад, проведенных БГУ, зачисляются в вузы на бюджетные места без вступительных экзаменов на соответствующие специальности.

Реформа в стиле “спринт”

Ольга НЕЖДАННАЯ

      Готовы ли школы к такому новшеству, как обязательное тестирование? Как выяснилось, далеко не все. Изменения в учебных программах появились лишь в конце первого полугодия. До этого школьников готовили к сдаче обычного диктанта или изложения. Однако, как показывает практика, чтобы нормально подготовить ученика к прохождению тестирования, необходимо как минимум два года.

   Есть также информация о том, что даже на сегодняшний день педагоги не в полной мере обеспечены практическими материалами для использования тестовых методик. В учреждениях, которые занимаются повышением квалификации, пока не планируют готовить педагогические кадры по методике и технологии проведения тестирования.

   Очевидно, что неподготовленное и непродуманное реформаторство может принести массу недоразумений. Так, к примеру, у большинства родителей вызывает возмущение тот факт, что их ребенок имеет в этом году только один шанс при поступлении в заветный вуз. Как быть, если чадо, склонное к точным наукам и имеющее по ним в аттестате высший балл, “завалит” тест по языку? Разработчики вообще в данном случае не рассматривают возможность дифференцированного подхода. Единый государственный экзамен предъявляет совершенно одинаковые требования к тем, кто поступает в вуз или ПТУ, к тем, кто будет филологом или инженером…

   Мало того, похоже, никто и не подумал о том, что уровень подготовки городских школьников (тем более лицеистов и гимназистов) существенно выше, чем у сельских. Кроме того, многие родители и учителя жалуются на то, что не всем ученикам хватает времени, отведенного на единый экзамен. Реформа, а в области образования особенно, не должна напоминать спортивный марафон. Все новшества надо вводить не спеша, тщательно взвесив все “за” и “против”. Видно, народная мудрость про семь раз отмерь, один – отрежь, не для наших чиновников.



Плюсы и минусы тестирования

Ольга НЕЖДАННАЯ

      Экзамен, по большому счету, - всегда лотерея. Тестирование – тоже дело случая. С точки зрения организации, для высших учебных заведений такой вариант проведения вступительных экзаменов, конечно, проще: собрали документы, подсчитали баллы и зачислили по результатам рейтинга. А вот посодействует ли это отбору действительно лучших абитуриентов - вопрос достаточно сложный. Ответить на него что-нибудь определенное пока никто не берется. Хотим как лучше, а как получится на самом деле, пока неизвестно.

   Да, тест проверяет знания абсолютно по всей программе, в отличие от экзамена, где приходится отвечать на три вопроса максимум. Кроме того, сведен к минимуму контакт с экзаменатором, который может и “завалить”.

   С другой стороны, уже в самой формулировке вопроса в тесте уже заложен правильный ответ, который вполне можно угадать методом вовсе не научного “тыка”. Спрашивается, где же тут объективность и справедливость? Кроме того, наряду с этим существует очень большая вероятность того, что обучение для выпускников превратится в простое зазубривание текстов и формул. Ведь ответы в тестах почти всегда односложные, не требующие объяснений и выводов.

   Споры вокруг тестирования дошли до того, что даже сам глава государства засомневался вдруг в целесообразности его проведения. Мол, мы тотально не доверяем учителям и экзаменаторам, а этого делать ни в коем случае нельзя. Такая скептическая оценка президента, в свою очередь, вызвала панику среди абитуриентов. Как же теперь быть, когда до экзамена осталось совсем немного, и к чему теперь готовиться? Однако в Республиканском центре контроля знаний нас заверили, что в этом году тестирование обязательно состоится. Зато в следующем выпускников снова ждут перемены.






Каталог+поисковая система КАТАЛОГ+РЕЙТИНГ -> Добавь свой сайт Rating All.BY


Copyright © 2003 - 2004 «Экспресс НОВОСТИ»
Hosted by uCoz